Тема: психолого-педагогические условия обучения информационно-психологической безопасности подростков.
Научный руководитель: Н.В.Седова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.
Исследователь: Д.С. Синицын, аспирант кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.
Участники эксперимента –
О.А.Максимова — учитель психологии; С.В.Шевченко — учитель истории; В.В.Артамонов — учитель ОБЖ.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия обучения подростков информационно-психологической безопасности.
Объект исследования: процесс обучения информационно-психологической безопасности подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия обучения информационно-психологической безопасности подростков.
Гипотеза исследования: Обучение информационно-психологической безопасности может быть реализовано в образовательном процессе школы, если:
- приоритет отдаётся развитию способности у подростков защищать себя от негативных информационных воздействий;
- процесс обучения организован на надпредметном уровне, позволяющем объединить усилия педагогов разных учебных предметов.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность понятия «информационно-психологическая безопасность», «информационно-психологическая защита». Изучить состояние исследуемой проблемы в теории.
- Разработать программу диагностики и изучить состояния информационно-психологической безопасности подростков и условий в школе, способствующих обучению подростков этой разновидности безопасности.
- Сформулировать и теоретически обосновать психолого-педагогические условия обучения информационно-психологической безопасности подростков.
- Разработать и апробировать надпредметную программу «Информационно-психологическая безопасность».
Научная новизна исследования заключается в актуализации проблемы обучения информационно-психологической безопасности подростков, которая может быть решена путём включения в содержание образования надпредметной программы «Информационно-психологическая безопасность» и выявлении психолого-педагогических условий обучения этой разновидности безопасности.
Практическая значимость исследования: даны научно-обоснованные рекомендации по обучению информационно-психологической безопасности подростков при изучении учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»; составлена программа обучения подростков информационно-психологической безопасности. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы учителями школы, преподавателями и студентами при изучении курсов педагогики и безопасности жизнедеятельности. |