УченикамРодителямУчителямКонтактыСсылки
 
 
Опытно-экспериментальная работа. 1980—1984 годы.

Тема: общение учителя и учащихся в учебной деятельности и подготовка к нему.

Научный руководитель: З.И.Васильева, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена

Исследователь: Н.В. Седова, учитель математики, ассистент кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена

Участники эксперимента: З.Н.Зюзина и Г.М.Михайлова — учителя математики; М.П.Фельдман — учитель физики; Л.Л.Гашкова и Н.В.Лукандер — учителя русского языка и литературы; Г.В.Потапова — учитель химии; Я.М.Шнайдер — учитель истории.

Актуальность темы обусловлена необходимостью решения в теоретическом и практическом плане педагогических аспектов общения, открывающих возможности более интенсивного воспитательного влияния школы и учебной деятельности на нравственное формирование личности учащегося.

Внимание к проблеме общения определяется его большими воспитательными возможностями. Общение формирует духовный мир человека, его образ жизни, передает социальные, нравственные и культурные ценности, воздействует на сознание и поведение людей. Общение является значимым в любом виде деятельности. От овладения человеком еще в школьные годы умением контактировать с людьми зависит в дальнейшем его включенность в производство, микроклимат коллектива. В общении происходит освоение школьниками норм поведения, источниками которого выступают средства массовой информации, учебный процесс и само общение. В процессе взаимодействия происходит социальное утверждение личности. У каждого ученика складывается определенный нравственный статус в коллективе, школьном классе.

Исследование педагогических аспектов общения открывает возможности более интенсивного воспитательного влияния школы и учебной деятельности на нравственное формирование личности школьника.

Трудности, испытываемые в практике общения, недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования – Общение учителя и учащихся в учебной деятельности и подготовка к нему.

Объект – общение учителя и учащихся на уроке в средней общеобразовательной школе.

Предмет – коммуникативные умения и стремления учителя и учащихся, характеризующие их общение на уроке.

Цель исследования - выявление нравственной сущности коммуникативного аспекта общения учителя и учащихся с учетом специфики учебной деятельности.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме общения.
  2. Выявить содержание коммуникативных умений и стремлений учителя и учащихся в зависимости от предмета и структуры учебной деятельности.
  3. Изучить соотношение между коммуникативными умениями и стремлениями в реальном общении и суждениях учителя и учащихся.
  4. Разработать методику подготовки учителя и учащихся к общению на уроке и формированию у них нравственных коммуникативных умений.

Научная новизна исследования: при изучении общения учителя и учащихся в учебной деятельности установлен характер коммуникативных умений учителей и учащихся с учетом специфики учебной деятельности; выявлено в реальном общении и суждениях учителей и учащихся соотношение нравственно-ценных коммуникативных умений и стремлений; на основе опытно-экспериментальной работы раскрыта методика подготовки учителей и школьников к обеспечению нравственной сущности коммуникативного аспекта общения.

Практическую значимость представляют осмысление проблем общения в учебной деятельности; пути изучения общения, коммуникативных умений и стремлений учителей и учащихся в учебной деятельности; методика подготовки к общению, которая может быть использована при обучении будущих учителей учебно-воспитательной работе в школе; рекомендации работникам школ по организации общения учителя и учащихся и формированию коммуникативных умений и стремлений в учебной деятельности.

 
Яндекс цитирования Система Orphus