УченикамРодителямУчителямКонтактыСсылки
 
 
Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Её можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

В отличие от элементарной грамотности, как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодёжи в их «взрослой» жизни».

Основные направления формирования функциональной грамотности:

  • математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане;
  • читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
  • естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.;
  • финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни;
  • глобальные компетенции – это способности:

- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

  • креативное мышление – это способность к продуктивному творческому подходу.

Всю официальную информацию по вопросу функционал ьной грамотности  можно получить на следующих сайтах:

  • Министерство просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru/
  • Министерство образования и науки России https://minobrnauki.gov.ru/
  • Федеральный институт педагогических изменений http://www.fipi.ru/
  • Комитет по образованию Санкт-Петербурга www.k-obr.spb.ru
  • Портал Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru
  • Сайте Информационно-методического центра Фрунзенского района: http://edu-frn.spb.ru/coko/

Нормативные документы:

  • Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 "Об утверждении государственной
    программы Российской Федерации "Развитие образования" (.pdf);
  • Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" (.pdf);
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 №ТС-2176/-4 "О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся" (.pdf);
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 №03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности" (.pdf);
  • Распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 №2598-р "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год" (.pdf);
  • Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 №3197-р "О внесении изменений в распоряжение омитета по образованию от 15.09.2021 №2598-р" (.pdf);
  • Письмо Комитета по образованию от 25.11.2021 №03-28-9830/20-0-0 "Об электронном бланке тренировочных заданий по оценке фунекциональной грамотности" (.pdf);
  • План мероприятий (дорожная карта), направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы во Фрунзенском районе     (.pdf);
  • Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге (.pdf);
  • План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ГБОУ Гимназии №227 Санкт-Петербурга (.pdf).

Дополнительная информация:

 

 
Яндекс цитирования Система Orphus