Наставничество - это инвестиция в долгосрочное развитие организации,
в её "здоровье".
Дэвид Майстер
Наставничество — отношения, в которых опытный или более сведущий человек (наставник, ментор) помогает менее опытному или менее сведущему (наставляемый, протеже) усвоить определенные компетенции.
Наставничество — это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Наставник — участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, компетентный и готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставляемый — участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
В 2019 году Министерство просвещения России утвердило методологию наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Наставничество в образовании осуществляются по нескольким направлениям:
Методология наставничества — система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями практическим опытом, позволяющая понять и организовать
процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Программа наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Программы наставничества в образовании реализуются в нескольких субъектах России. Наставничество — не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный, но при этом эффективный метод адаптации
педагогов к новым условиям.
Взаимодействовать — это всегда интересно !!!
Документы, регламетирующие деятельность:
- Распоряжение Министерства просвещения РФ №Р-145 от 25.12.2019 (.pdf);
- Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (.pdf);
- Письмо Министерства просвещения РФ от 23.01.2020 №МР-42/02 О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» (.pdf);
- Распоряжение Комитета по образованию №1457-р от 27.07.2020 «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга» (.pdf);
- Положение о наставничестве в ГБОУ Гимназии №227 Санкт-Петербурга (.pdf);
- Положение о программе наставничества в ГБОУ Гимназии №227 Санкт-Петербурга (.pdf);
- Программа наставничества в ГБОУ Гимназии №227 Санкт-Петербурга (.pdf);
- План мероприятий («Дорожная карта») по внедрению целевой модели наставничества (.pdf);
|
|
|
Козлова Татьяна Сергеевна
Координатор деятельности в Гимназии №227 (каб. №32).
Контактный телефон: 417-50-71
E-mail: t-s-kozlova@school227.ru
|
|
|
|
Этапы организации наставничества в Гимназии:
Этап |
Описание |
Ответственный |
Частота выполнения этапа |
Планирование и внедрение |
Выпуск нормативно-правовых и методических документов, регламентирующих порядок наставничества:
- Приказ об организации наставничества;
- Положение о наставничестве;
- План работы по наставничеству и т. д. |
Зам дир по УВР |
При запуске
наставничества в Гимназии |
Отбор наставников |
Для отбора наставников необходимо:
- разработать критерии отбора в соответствии с запросами наставляемых;
- выбрать из базы наставников, подходящих под эти критерии;
-
провести собеседования с отобранными наставниками, чтобы выяснить их уровень психологической готовности;
- сформировать базу отобранных наставников
|
Зам дир по УВР |
По мере
появления новых сотрудников |
Подготовка наставников |
Для подготовки наставников необходимо:
-
провести актуализацию наставнической деятельности;
- провести обучающие мероприятия, подчеркивающие значимость роли наставников в Гимназии
Рекомендация: участие в вебинарах, семинарах и иных мероприятиях, организованных АППО. |
Зам дир по УВР |
Перед проведением
стажировки или
мероприятия |
Обучение |
Для взаимообучения по схеме «наставник — наставляемый» необходимы:
- непосредственная работа наставника с
наставляемым;
- взаимообмен опытом, знаниями, навыками.
Рекомендация: знакомство с лучшими методическими материалами по наставничеству педагогов |
Наставник Наставляемый |
Согласно плану
наставничества |
Оценка результатов изменения процедуры наставничества, поощрение лучших наставников |
Для оценки результатов деятельности необходимы:
- прохождение выходного анкетирования
по проделанной работе;
- оформление отчетной документации
- работа с отзывами;
- размещение информации на официальном сайте Гимназии в сети Интернет;
- издание приказов по итогам деятельности. |
Наставник
Наставляемый |
По завершению стажировки
или мероприятия |
Пересмотр существующего процесса с целью его усовершенствования на основе анализа обратной связи наставников и наставляемого,
а также с учетом лучших практик по
укреплению системы сохранения и передачи знаний. |
Директор |
В конце года |
Подведение итогов:
- проведение итоговой конференции в Гимназии;
- издание электронного сборника с материалами мероприятий;
- презентация методической базы наставников;
- поощрение лучших наставников Гимназии
на уровне организации;
- представление лучших практик от
наставников на муниципальном и регимональном уровнях.
Рекомендации:
- участие в конкурсе «Наставничество:
территория новых возможностей»;
- участие в конференции «Наставничество:
от теории к практике»;
- участие в иных публичных мероприятиях. |
|
|
Дополнительные материалы:
|