УченикамРодителямУчителямКонтактыСсылки
 
 
История гимназии

Каждое мгновение той работы, которая
называется воспитанием, — это творение
будущего и взгляд в будущее.
В.А.Сухомлинский

Школа — явление удивительное, многообещающее. Каждому человеку дорога своя школа. Мы приглашаем вас в НАШУ школу, которая расположена на улице Турку, д.30. Внешне обычная школа, каких много в городе. Но есть в ней что-то притягательное, особенное, вы согласитесь с этим, когда поближе с ней познакомитесь.



ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Школа открылась 1 сентября 1968 года по адресу ул. Бассейная д.80, в 2013 году нам 45 лет. В школе было 35 классов, 1500 учеников. Школа бережно хранит память о своих первых учителях и учениках. Это был трудный и радостный период в жизни:

  • много учеников — поэтому две смены;
  • отсутствие актового зала — поэтому праздники в школьном дворе, спортивном зале и рекреациях каждого из трех этажей;
  • удивительные встречи с ветеранами 90 Краснознаменной Ропшинской дивизии, защищавшими те места, где стоит школа, где живут наши дети, их родители и мы, учителя;
  • школьный музей боевой Славы;
  • участие в военно-спортивных соревнованиях Зимней олимпиады;
  • возможность получить права водителя третьего класса, потому что в школе —автокомплекс.
Это только некоторые страницы нашей биографии. Нам всегда хотелось, чтобы школа была лучше, ученики более знающими и умеющими, честными и трудолюбивыми.

Почти за 40 лет работы: школу окончили — 1607 человек. Золотыми и серебряными медалями награждено 38 учащихся. Среди выпускников школы есть артисты и ученые, педагоги и врачи, инженеры и рабочие, исследователи и военные, — люди разных специальностей, которых отличают порядочность, честность, умение работать.

Звания получили:

Отличник народного просвещения — 24 человека,
учитель-методист — 7 человек,
старший учитель  — 5  человек.

Два учителя стали кандидатами педагогических наук. Всего в школе 6 кандидатов наук.

ШКОЛА СТАНОВИТСЯ ГИМНАЗИЕЙ

Сложные коллизии последнего двадцатилетия не прошли мимо школы. Мы фиксировали: падение интереса к образованию; снижение уровня успеваемости, ухудшение психического и физического здоровья учащихся; сложности с определением ценностей. Как преодолеть эти трудности и проблемы? Как возродить и поддержать интерес человека к самообразованию и саморазвитию; каким образом поднять культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал новых поколений; как предупредить душевные трагедии и катастрофы; развивать человеческие способности и достоинство; формировать системное миропонимание? Решение этих проблем и противоречий побудило нас искать новый путь своего преобразования.

В начале 80-х годов, решая вопросы повышения качества обучения учащихся, предпринималась попытка внести изменения в содержание обучения, формы и методы работы на уроке и вне его. Но особенно ощутимого результата не последовало. Это объясняется многими причинами, но ведущей, как показали материалы изучения, было недостаточное внимание к характеру отношений, общению между участниками учебно-воспитательного процесса.

Полученные в ходе исследования данные позволили обратить внимание сначала учителей, а потом и учащихся на проблемы общения. В совместном поиске мы убедились, что человек в процессе общения испытывает на себе влияние окружающих, сам при этом оказывая определенное воздействие на них. Развитие и формирование индивидов в общении происходит благодаря практической деятельности, связям и отношениям, существующим между ними.

Общение влияет на успехи учителя и ученика в школе, психическое состояние каждого из них, на результаты педагогического труда, учебной и внеурочной деятельности.
Педагогический коллектив школы, работая над проблемой «Общение учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе», осознал значимость овладения механизмами общения для подготовки к взаимодействию с учащимися разного возраста.
Изучение и решение проблем общения осуществлялось в рамках научно-практического семинара, который в течение ряда лет работал в школе, в ходе реальной педагогической деятельности. Это способствовало: расширению знаний о человеке; улучшению взаимопонимания; обогащению эмоциональных отношений общающихся. В ходе работы над проблемой изменились установки на роль и возможности общения; значение самовоспитания и самообразования.

Постепенно в ходе гуманизации отношений в школе преодолевалось отчуждение учителя и ученика от учебной деятельности и друг от друга. Происходил поворот школы к ребенку, росло уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов, интересов. В атмосфере новых взаимоотношений, при наличии серьезной профессиональной компетентности учителей, а также при желании и, в определенном смысле, умении их участвовать в экспериментальной работе, школа в 1984 году вошла в новый эксперимент «Педагогический класс». Это объясняется потребностями социальной среды, желанием обеспечить своим учащимся успешное вхождение во взрослую жизнь, потребностью воспитать продолжателей своего дела.

На начальном этапе преследовалась цель выявить наиболее интересных, способных учащихся, которые расположены к детям и хотят с ними работать; сориентировать их в профессиях сферы «человек-человек», способствовать их выбору и подготовке к поступлению в педагогический институт.

При организации эксперимента разрабатывались программы специальных курсов, вводимых в педклассах; менялось психологическое состояние учителя, которого постоянно изучают его ученики; формировалась позиция учителя, когда он не только воспитывает и учит своему предмету, но и целенаправленно ориентирует на свою профессию.

Многолетний опыт работы с педагогическими классами убедил нас в том, что для более успешной подготовки школьников к выбору педагогической профессии недостаточно введения специальных предметов, необходимо создание особых условий и не только на этапе старших классов.

Итак, новая школа. В ней особое внимание должно быть уделено идее развития, трем ее составным граням: постоянному развитию образования, превращению его в механизм развития личности и в действенный фактор развития общества.

Первый аспект идеи развития — постоянно развивающаяся школа, в которой поиск становится органическим компонентом и фактором ускорения ее развития. Именно в режиме многолетнего поиска работает наша школа.

Второй аспект идеи развития — особая роль школы в становлении и развитии личности ребенка. Для осуществления развития личности значимо ее целостное изучение. Оно помогает учителю видеть сегодняшние и завтрашние проблемы своего воспитанника, опираться на его богатый опыт. Целостное изучение объединяет усилия психологов, врачей, педагогов и родителей в обеспечении здоровья детей, развитии их способностей. Оно помогает понять, что школа должна обеспечить полноценную жизнь ребенку на каждом из возрастных этапов его развития, а не заботиться только о «подготовке к жизни». Развитие личности ребенка предполагает не только ее целостное изучение. Оно требует таких условий жизни школы, которые обеспечивают школьнику познание себя, своих возможностей; побуждают его к самовоспитанию, к саморефлексии, помогают ему понять, что воспитывая, создавая себя, он воспитывает других.

И еще один аспект развития — это нацеленность школы как социокультурного института не на воспроизведение закостеневших форм общественного бытия, а на развитие общества. В этой связи школа выступает как фактор экономического и социального прогресса, духовного обновления; как механизм формирования общества, в котором процесс образования личностно и социально значим, непрерывен.

Таким образом, необходимо создать благоприятные условия для раскрытия и развития способностей ребенка, для его самоопределения, учитывая психологические особенности различных возрастных этапов, своеобразие социального и культурного контекста жизни ребенка, сложности и неоднозначности его внутреннего мира. Создание особых условий в новой школе предполагает повышение духовно-нравственного и интеллектуального потенциала каждого ее члена.

Идея новой школы связана с педагогической наукой, которая ориентируется на актуальные и перспективные потребности развития образования, на обеспечение органического единства теории и практики. А это требует не только создания практико-ориентированной науки, но и повышения ”наукоемкости” педагогической практики. Практико-ориентированная педагогическая наука помогает школе в решении следующих задач:
  • научно-методически обеспечить систему непрерывного образования и сбалансировать развитие ее отдельных звеньев;
  • на экспериментальной основе конструирование и создание нового содержания образования с учетом культурных традиций и мировых достижений;
  • внедрение инновационных разработок в практику обучения и воспитания;
  • организация и научное обеспечение психологической, диагностической, коррекционной и профориентационной служб в школе;
  • разработка содержательных критериев оценки деятельности школы, формирование научных основ обновления педагогического образования.
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, — по мнению немецкого педагога А.Дистервега, — самым живым примером для ученика является сам учитель. Для нас учитель является главным лицом, изменяющим школу. Он сознает, что организация образования должна быть направлена на формирование творческой личности, а также ориентирована на своеобразие индивидуальности каждого молодого человека, учитывая его собственную волю и жизненные устремления.
Учителю важно воспринимать ребенка как своеобразного субъекта школьной жизни, учебно-воспитательного процесса, всех видов деятельности, только в этом случае он будет направлен на ребенка, его возрастные индивидуальные психические и физические особенности и возможности, на поиск путей и средств их развития. Подлинное образование нацелено на воспитание у школьников таких качеств личности, которые позволяют им деятельное и творческое ознакомление с миром, с его сложностями и противоречиями; обеспечивают вхождение в этот мир; способствуют раскрытию внутреннего потенциала личности.

Для учителей 227 школы характерно желание создавать особые условия для развития личности школьника, путем включения в экспериментальную работу, используя материалы исследований в области медицины, психологии и педагогики. Они уделяют внимание поиску методов обучения и воспитания.

Работа опирается на следующие теоретические положения:
  • всеобщей и необходимой формой психического развития человека является присвоение им достижений материальной и духовной культуры (присвоение может происходить в самых различных видах обучения и воспитания человека);
  • культурноисторический и деятельностный подходы к изучению закономерностей развития сознания и личности человека (разрабатываемые Л.С.Выготским, А.А.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, Э.В.Ильенковым и др.) обеспечивают его понимание и развитие;
  • индивидуально-творческий подход к подготовке учителя способствует выявлению и формированию неповторимой творческой педагогической индивидуальности;
  • для каждого человека педагогические знания являются ценностью, т.к. каждый вступает в жизни в отношения, которые в широком смысле являются педагогическими;
  • гуманизация общения, всей деятельности и окружающей среды — необходимое условие жизнедеятельности всех школьников, особенно тех, кто ориентируется на педагогическую профессию.
Новая школа — это особое внимание к культуре. В наше время преобладает технократическое мышление, для которого не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства. Такое мышление не может иметь место в школе, где человека ориентируют на понимание и уважение другого человека, на воспитание и обучение детей. Нам важно, чтобы учителя, родители смотрели на ребенка не как на обучаемый компонент системы, с которым возможны различные манипуляции, а как на личность, для которой характерна самодеятельность и свобода по отношению к возможному пространству деятельности.

Образование в новой школе должно быть предметным и содержательным, причем и то, и другое должно быть производным от науки и культуры. Хочется сохранить логическую компоненту в школьных предметах, но усилить историко-культурную и социально-культурную составляющие знаний; установить межпредметные связи в жизнедеятельностном и социальном контекстах. Тогда образование будет сохранять культурный, нравственный, личностный и вместе с тем предметно-содержательный или предметно-деятельностный контекст и смысл. Но образование может сохранить все ценное, что создало человечество на протяжении многовековой истории, если серьезно обратится к духовной культуре, если поможет учащимся заново строить картину мира, определить место, занимаемое человеком в этой картине. Образование должно способствовать познанию и пониманию самого себя, трезвой самооценке и самоуправлению. Но для этого должен быть контакт учителя и ученика, предполагающий взаимность: взаимооценку, отношение к ученику как субъекту, готовность и способность к диалогу, а это другая — культура.

Именно культура есть среда, растящая и питающая личность. Связывая образование с духовностью, культурой, с личностью, можно обеспечить ребенку возможность подняться над пространством доступных ему видов деятельности, выбрать то или иное предметное содержание, найти себя в материале, построить новую деятельность, создать самого себя. Знание принципов детского развития — это единственный способ восстановления и развития нашей культуры и цивилизации, для этого образование должно действительно стать неотъемлемой частью культуры.

Итак, мы представили движение к школе нового типа. Это школа:
  • уделяющая особое внимание культуре (считая образование ее частью) и духовности;
  • она развивающаяся и развивающая;
  • занимается широким и глубоким диагностированием детей, учителей и родителей для обеспечения физического, психического и нравственного здоровья каждого;
  • тесно связана с педагогической наукой и в совместном поиске обдумывает с ней: какой быть школе, учителю, ученику; как возродить духовность, ввести человека в культуру?
  • основу ее деятельности составляет экспериментальная работа.
Эти теоретические положения, опыт экспериментальной работы и практическая деятельность способствовали вхождению 227 школы в новый эксперимент «Педагогическая гимназия» в 1991 года.

ЭКСПЕРИМЕНТ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

Целью эксперимента является создание школы, в которой происходило бы формирование образованной, нравственной и активно-творческой личности, ориентированной на педагогическую культуру, проявляющей интерес и способности к педагогической деятельности, готовой к самоопределению и самореализации в этой или любой другой деятельности.

В основу эксперимента положено утверждение о том, что важнейшей коренной наукой в школе является наука о человеке. Суть эксперимента состоит в том, чтобы создать условия, при которых для каждого учителя и ученика педагогическая культура становится ценностью, а овладение ею — потребностью.

Мы хотим, чтобы наш ученик овладел способностью сейчас и в дальнейшем погружаться в неисчерпаемые богатства человеческой культуры вообще.

Мы считаем, чтобы культурная преемственность осуществлялась успешно, необходима организация стройной и внутренне согласованной системы воспитания и образования, основанная на научном изучении развития личности.

Наша школа видит необходимость в пересмотре содержания и взаимоотношения всех учебных предметов, выражающих разные грани общечеловеческого опыта (учебные планы, программы, методика).

Мы поддерживаем идею о том, что на ряду с программами для учащихся, с определившимися устойчивыми интересами и способностями, должны существовать переходные формы формирования интереса, формы проб себя: педагогическая практика, клуб, объединения, театральная студия, т.е. самодеятельная, поисковая форма деятельности.

Для нас педагогическое образование — это важнейший элемент содержания воспитания, условие развития гуманной личности, желающей выбора и способной к самоопределению. Оно обеспечивает вхождение ребенка в человеческую культуру, осмысление своего места в ней.

Мы выступаем за систему познания, построенную на фундаменте эмоционального вживания в искусство с детства.
Для нас важно, чтобы общение учителя и ученика отличалось взаимопониманием, доверием, поддержкой и требовательностью.
Атмосфера школы — это атмосфера духовного и душевного комфорта.

Овладение педагогическими знаниями и педагогической деятельностью будет способствовать реализации личности ученика и учителя, позволит выявить и формировать творческую индивидуальность каждого.

Задачами эксперимента являются:
  • Предоставление полноценного, разностороннего, развивающего базового образования, направленного на самостоятельное приобретение знаний, сознательный выбор индивидуального жизненного пути.
  • Разработка содержания педагогического образования, обеспечивающего вхождение школьника в человеческую культуру и осмысление своего места в ней.
  • Создание условий для расширения базового образования за счет включения дополнительного компонента, предосталяющего возможность выбора новых учебных дисциплин и дисциплин для углубленного изучения.
  • Создание окружающей среды, благоприятно действующей на эмоционально-интеллектуальную сферы личности.
  • Выявление наиболее творческих и способных к педагогической деятельности гимназистов и предоставление им возможности для реализации своих способностей.
  • Формирование навыков педагогической деятельности через развитие творческого мышления, потребности в образовании и самообразовании.
  • Выявление и развитие у учащихся коммуникативных, организаторских и исследовательских способностей, путем включения их в педагогическую деятельность.
  • Развитие креативности в общении учителя и учащихся — как условие реализации личности каждого.

Для решения поставленных задач в гимназии проводится широкая диагностическая программа, целью которой является изучение личности ученика и учителя во всех отношениях. Мы изучаем: степень влияния условий пребывания ребенка в школе на состояние его здоровья; уровень интеллектуально-эмоционального развития учеников, занимающихся по экспериментальным программам; выявляем «болевые точки» и «точки успеха» в учебно-воспитательном процессе; изучаем динамику отношений учащихся, родителей, учителей к учебно-познавательной и внеучебной деятельности; устанавливаем степень «школьной зрелости» учащихся, поступающих в первый класс, степень готовности к обучению в прогимназии и гимназии; исследуем возможности школьников к адаптации в условиях выбора профильного класса; следим за изменениями, происходящими в сфере ценностных и профессиональных ориентаций школьников и др.

Знаниями и умениями исследовательской деятельности, организацией опытно-экспериментальной работы учителя овладевают в лаборатории «Поиск»; в ходе научно-практических семинаров; теоретического семинария «Познай»; в работе методического совета.

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ

205 учащихся школы за эти годы стали студентами педагогического университета имени А.И.Герцена и педагогических училищ. В школах города работают учителями 48 наших выпускников. А те, кто избрал другую профессию благодарны: «мы лучше понимаем своих детей», «все, что узнали, помогает строить совсем на другом уровне отношения с людьми«, «я не выбираю профессию учителя, но всегда с благодарностью и восхищением буду говорить всем, особенно своим детям, какие это замечательные, умные, добрые, талантливые люди, которые все могут, потому что любят и верят в детей, знают, как с ними работать», «спасибо вам, вы помогли мне понять, что я не могу быть учителем, но вы научили меня, как нужно любить детей».

Исследование суждений родителей и учащихся о том, что им нравится в школе, убеждает нас, что родители удовлетворены:
  • направленностью работы школы (2/3 отвечавших на анкету),
  • социально-психологическим климатом школы в целом,
  • успеваемостью ребенка,
  • специализацией (начиная с 7 класса),
  • отношениями между детьми.
Удовлетворяет родителей, (но пока еще не всех классов), объем воспитательной работы: выезды на каникулах в другие города, посещение музеев, занятия в лектории, встречи со студентами, посещение театров, занятия школьников в театральной студии, в группах хореографии, бальных танцев, в хоре, художественной студии, в различных спортивных секциях.

Положительным итогом работы гимназии является, на наш взгляд, раз работка и апробация программ новых курсов: «Мир общения» (для учащихся 1-3 классов, авторы А.И.Афанасьева, Т.А.Белоусова), «Мир и человек» (для учащихся 3-5 классов, авторы Э.К.Астрова, С.Ю.Мережко, Г.Н.Элькин), «Древнекитайская игра ГО» (автор А.В.Фролов), «Основы информатики и вычислительной техники» (для учащихся 1-11 классов, авторы С.А.Соловьева, Н.Ю.Сергеева), «Взаимодополняющее изучение математики и информатики» (для учащихся 10-11 классов с углубленным изучением математики и физики, автор О.П.Королева), «Древнегреческий язык» и «Античная цивилизация» (автор С.Н.Митрофанова), «Основы общей психологии» (для учащихся 10-11 классов автор Н.Н.Ларченко), «Прелюдия к педагогике» (автор Н.В.Седова).


ПОСЛЕДНЯЯ СПРАВКА

Гимназия — ассоциированный член РГПУ имени А.И.Герцена, имеет договоры о совместном сотрудничестве с РГПУ имени А.И.Герцена, РГУ, педиатрическим институтом.

В 1993-1994 уч.году в гимназии — 36 классов, 800 учащихся, 60 учителей (из них 6 кандидатов наук, 7 учителей-методистов, 5старших учителей, 2 учатся в аспирантуре; 16 учителей мужчин; средний возраст учителей — 35 лет).

С 1 класса изучение двух иностранных языков и информатики, древнекитайской игры ГО; с 7 класса — углубленное изучение математики и литературы; 10-ые классы — гуманитарный, естественно-математический, бизнес-класс; 11-ые классы — гуманитарный, математический, географический.

В гимназии работают 3 компьютерных кабинета, внутренняя селекторная связь. Помогают в работе — 1 видеомагнитофон, 1 видеокамера, 5 цветных телевизоров, 15 графопроекторов, 10 диапроекторов, 12 киноаппаратов, множительная техника и тренажерный зал.

Мы любим отмечать праздники, посмотрите как выглядит гимназия 1 сентября.

Директор Школы/Гимназии №227 (1968-2003) В.А.Алексеев

Научный руководитель ГБОУ Гимназии №227,
доктор педагогических наук, профессор Н.В.Седова

Наша истори в презентациях:


 
Яндекс цитирования Система Orphus