Тема: социально-культурные институты серебряного века
Научный руководитель: М.А.Ариарский – доктор культурологии, профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.
Исследователь – И.М.Триодина, учитель Истории и культуры Санкт-Петербурга, соискатель кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.
Возрождение искусственно прерванных традиций – важнейшая задача теории и практики социально-культурной деятельности. Вместе с тем очевидно противоречие между желанием действовать и необходимостью осмыслить накопленный опыт. Сложившееся противоречие между повседневностью социально-культурной жизни и потребностью жизнетворчества, вобравшего в себя выработанные предшествующими поколениями формы организации досуга, обусловили необходимость настоящего исследования.
Цель работы – раскрыть Серебряный век как социально-культурный феномен.
Объектом исследования являются социально-культурные институты, на базе которых происходит взаимодействие членов общности Серебряный век и осуществляется обмен значимыми для них ценностями.
Предметом исследования является изучение закономерностей возникновения, становления, развития социально-культурных институтов Серебряного века и формирования на их базе социально-культурных общностей как носителей ценностных ориентаций, выражающих сущностные черты исследуемого периода.
Задачи:
- определить основные понятия, используемые в исследовании: (социально-культурная деятельность; социально-культурные институты; культурная среда; социально-культурная общность Серебряный век);
- выявить закономерности возникновения социально-культурных институтов и адекватных им общностей;
- проанализировать формы организации и виды деятельности исследуемой социально-культурной общности как носителя ценностных ориентаций Серебряного века;
- показать востребованность идей Серебряного века в современных условиях;
- провести опытно-экспериментальную работу по определению тенденций формирования культурной среды в традициях Серебряного века.
Научная новизна исследования:
- в работе сформулировано понятие социально-культурной общности Серебряный век;
- составлен социально-педагогический портрет общности Серебряный век и классифицированы формы ее организации;
- выявлена зависимость между социально-педагогическими особенностями общностей, формами их организации и видами деятельности;
- определены направления педагогического воздействия социально-культурных институтов Серебряного века, механизм формирования новых социально-культурных общностей;
- определены тенденции формирования современной культурной среды в соответствии с творческими идеями Серебряного века;
- проанализирована деятельность современных социокультурных объединений, адекватных общности Серебряный век.
Практическая значимость исследования выразилась в выявлении значительного числа учащихся старших классов и выпускников гимназии (36,7%) субъективно готовых принять участие в возрождении традиций Серебряного века. При научной консультации автора эта часть гимназистов организовывала постоянные встречи в определенные дни недели (современный вариант журфиксов), на которых читались доклады о поэтах, художниках Серебряного века, обсуждалась современная социально-культурная ситуация, формировалась новая культурная среда. Разработанная автором тема "Серебряный век как социально-культурный феномен" включена в авторский вариант программы по истории и культуре Петербурга и изучается в 11-х классах гимназии №227. |