УченикамРодителямУчителямКонтактыСсылки
 
 
Опытно-экспериментальная работа. 1984—1987 годы.

Тема: формирование ориентации старшеклассников на профессию учителя.

Научный руководитель: З.И.Васильева, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.

Исследователь: С.В. Старшинина, аспирант кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.

Участники эксперимента: Н.В. Седова — учитель педагогики, к.п.н., преподаватель кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена; М.П.Фельдман — учитель физики; Г.В.Потапова — учитель химии; Я.М.Шнайдер — учитель истории; Э.И.Баженова и Р.З.Аршавская — учителя русского языка и литературы.

Объект исследования – профориентационная работа в старших классах средней школы.

Предмет исследования – формирование ориентации на профессию учителя путем вооружения старшеклассников знаниями о профессии учителя и включения их в общественно-педагогическую деятельность.

Цель исследования – изучение ориентации старшеклассников на профессию учителя, отбор учебного материала, раскрывающего сущность и особенности учительской профессии, обоснование и отбор способов и форм общественно-педагогической деятельности в условиях допрофессиональной подготовки, стимулирующих осознанный выбор профессии учителя.

Гипотеза исследования – эффективное формирование ориентации старшеклассников на профессию учителя возможно при условии ее рассмотрения как педагогического процесса на деятельностной основе, с одной стороны, и сложного личностного образования, адекватного по своей структуре ценностным ориентациям личности, – с другой

  1. формирование ориентации старшеклассников на профессию учителя предполагает взаимосвязь знаний о профессии учителя, получаемых при проведении специальных учебных занятий, с организацией совместной общественно-педагогической деятельности учителей и учащихся;
  2. ориентация на профессию учителя как сложное личностное образование находит свое выражение в осознании социальной значимости профессии учителя, ее особенностей и мотивах деятельности, адекватных сущности профессии и ее выбору;
  3. об ориентации на профессию учителя можно судить по характеру самооценки, выражающей отношение к данной профессии, потребность в знаниях об учительской профессии, степень включенности в общественно-педагогическую деятельность и выбор профессии.

Задачи исследования:

  1. На основе теоретического анализа научной литературы выявить основные направления исследований по проблеме профориентации учащейся молодежи.
  2. Изучить отношение старшеклассников педагогического класса к профессии учителя и ориентацию абитуриентов пединститута на профессии учителя.
  3. Выявить возможности и особенности специальных учебных занятий и общественно-педагогической деятельности учителей и учащихся педагогического класса в формировании у них ориентации на профессию учителя.
  4. Изучить характер самооценки и динамику взаимосвязей между основными показателями ориентации на учительскую профессию.

Научная новизна исследования. Впервые ориентация на профессию учителя рассмотрена не только как целенаправленная педагогическая деятельность по подготовке старшеклассников к сознательному выбору профессии учителя, но и как сложное личностное Образование, адекватное по своей структуре ценностным ориентациям личности; определены основные критерии и показатели ориентации старшеклассников на профессию учителя; выявлено отношение старшеклассников общеобразовательной школы и абитуриентов пединститута к профессии учителя; определено содержание учебного материала для педагогических классов, раскрывающее сущность и особенности учительской профессии; проведен отбор способов и форм общественно-педагогической деятельности, способствующих формированию ориентации на профессию учителя; выяснена взаимосвязь между осознанием значимости учительской профессии и ее особенностей, степенью включенности в общественно-педагогическую деятельность и мотивированным выбором учительской профессии.

Практическую значимость для средней школы представляют: отбор учебного материала, раскрывающего сущность и особенности учительской профессии, методика проведения теоретических занятий, формы общественно-педагогической деятельности; приемы диагностики ведущих показателей отношения к выбору профессии учителя.

 
Яндекс цитирования Система Orphus