Тема: научно-практические основы овладения педагогической культурой в образовательном процессе средней школы
Научный консультант: З.И.Васильева, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.
Исследователь: Н.В. Седова, руководитель опытно-экспериментальной работы, учитель педагогики, к.п.н., доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.
Участники эксперимента: А.И.Афанасьева — куратор педагогических классов; Э.И.Баженова и Р.З.Аршавская — учителя литературы; С.А.Соловьева и О.П.Королева — учителя математики и информатики; Е.С.Решко — учитель психологии; Э.К.Астрова — учитель истории; С.Н.Митрофанова — учитель греческого и латинского языков; Е.А.Кириллова, М.Г.Дольникова — учителя английского языка; Г.Н.Элькин — учитель географии; Н.А.Васильева, В.И.Дикун, С.Ю.Мережко, Т.А.Белоусова — учителя начальной школы.
Цель исследования: дать теоретическое обоснование сущности педагогической культуры и разработать практические основы овладения ею субъектами образовательного процесса в средней школе.
Мы исходили из того, что смысловое поле педагогической культуры с началом разработки культурологического направления в философии, социологии, педагогике и психологии включает: знания, способности и привычки, обретенные человеком как членом разных сообществ; формы поведения, привычные для группы, общности людей, социума; совокупность достижений, служащих упорядочению отношений людей друг с другом; реализацию нравственных ценностей путем развития высших человеческих достоинств. Главное в педагогической культуре – то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека. Педагогическая культура – явление многоликое, она включена в общечеловеческую культуру и обогащает ее духовными ценностями, которые формируются в образовании, педагогической деятельности и общении. Это сложнейшее явление социальной действительности составляет объект нашего исследования.
Предмет исследования: разработка теоретических основ педагогической культуры и возможностей овладения ею педагогами и учащимися в средней общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования. Разрабатывая концептуальные основы педагогической культуры как системы взглядов на идеальную цель и качественный результат развития личности в культурном пространстве, мы стремились обозначить новое направление в развитии педагогической науки и практики, опираясь на педагогические традиции и наследие прошлого, и выделили в соответствии с замыслом исследования пять гипотетических положений по линии анализа взаимосвязей: педагогическая культура – общечеловеческая культура, педагогическая культура – образование, педагогическая культура – деятельность в культурно-образовательном пространстве, педагогическая культура – общение субъектов образования, педагогическая культура – личность (субъектов образования).
- Педагогическая культура как составная часть общечеловеческой культуры в структуре педагогического знания может быть ключевым понятием, охватывающим широкий круг педагогических явлений, характеризующихся полифункциональностью, емкостью, многообразием связей общества и культуры отношений в нем, приобщением сообщества к духовным общечеловеческим и педагогическим ценностям и целям, с правом каждого субъекта культуры на духовное творчество, собственное ценностное отношение к миру, людям, себе и другим объектам.
- Мы полагаем, что посредством образования может быть реализована идея педагогизации общественно-культурной жизни людей. Образование располагает благоприятными возможностями для создания культурного пространства в образовательном процессе и овладения его субъектами педагогической культурой.
- Образование, воплощенное в педагогической (учебно-воспитательной) деятельности, базируется на взаимодействии педагогов и учащихся, внутреннюю сущность которого образуют культурные ценности, выраженные в нравственной мотивации, в самооценке отношений к процессу познания, культуре деятельности в целом. Овладение педагогической культурой обогащает деятельность и повышает уровень индивидуального развития каждого субъекта деятельности и культуры.
- Педагогическая культура и общение в образовательном процессе, их взаимосвязь проявляется во взаимопонимании, сопереживании, обмене информацией и ценностями педагогов и учащихся, в формировании коммуникативной культуры. Благоприятный стиль общения в образовательной деятельности обогащает ее культурно-творческую направленность.
- Ценностное отношение педагогов и учащихся к овладению педагогической культурой в образовательной деятельности и общении при определенных условиях приобретает развивающий характер. Овладение педагогической культурой – это глубоко индивидуальный процесс. Его успех зависит от того, в какой мере школа гарантирует право каждого педагога и ученика на выбор собственного пути овладения культурными ценностями и заботится о гуманистической направленности образования в единстве с непрерывным совершенствованием (обновлением) присущих ему целей – целей культуры и способов их реализации.
Задачи исследования:
- Определить культурно-исторические предпосылки и раскрыть основные положения концепции развития теории и практики педагогической культуры.
- Обосновать теоретическую и практическую значимость педагогической культуры для субъектов образовательного процесса на этапе средней школы.
- Определить функции, специфику и взаимосвязь деятельности и общения в овладении субъектами образования педагогической культурой.
- Раскрыть способы и результаты овладения педагогической культурой субъектами образования (по данным педагогического эксперимента).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в:
- определении сущности педагогической культуры как культуры отношений к миру, себе и другим людям, формирующейся в деятельности и общении, во взаимодействии учителя и учащихся, благодаря которым образуется культурное пространство, осуществляется культурное самоопределение личности;
- разработке нового направления исследования развития личности в условиях образовательной системы в средней школе, основанного на концепции овладения педагогической культурой каждым ее субъектом;
- раскрытии взаимосвязей между общей культурой, образованием и педагогической культурой;
- выявлении возможностей и специфики деятельности и общения в овладении педагогической культурой субъектами учебно-воспитательного процесса;
- раскрытии значимости педагогической культуры для развития личности учителя и ученика;
- обосновании условий, обеспечивающих овладение личностью педагогической культурой.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов в конструировании культурного пространства образовательной системы школы, обеспечивающего ее субъектам осознанное вхождение в общечеловеческую культуру. Разработанные и экспериментально проверенные в ходе исследования программы овладения педагогической культурой участниками учебно-воспитательного процесса могут помочь в поиске новых педагогических решений в современной культурно-исторической ситуации. Материалы научно-практической лаборатории, опытно-экспериментальной работы, учебного курса «Прелюдия к педагогике» и научно-методических пособий позволяют выработать личностно-ориентированный подход в обучении учителя и учащихся, что способствует повышению уровня их педагогической культуры, самопознанию каждого, обеспечивает диагностику ценностей и отношений личности, ее характерологических проявлений. |