УченикамРодителямУчителямКонтактыСсылки
 
 
Опытно-экспериментальная работа. 1999—2002 годы.

Тема: педагогические возможности диалога в образовательном процессе.

Научный руководитель – З.И.Васильева, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.

Исследователь – В.А. Седов, учитель математики, аспирант кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена

Актуальность исследования определяется:

  • логикой современного социального и культурного бытия, потребовавшего от различных наук диалогического подхода к осмыслению проблем воспитания и обучения;
  • необходимостью изменения отношений между людьми и отношения человека к самому себе, которые возможно организовать в социуме путем диалога;
  • педагогическими возможностями диалога в изменении позиций субъектов учебно-воспитательного процесса для успешного их развития;
  • слабо выраженным у учащихся умением участвовать в диалоге в образовательном процессе.

Ведущая идея исследования – овладение диалогом — необходимое условие развития личности ребенка.

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и практически реализовать педагогические возможности диалога в образовательном процессе.

Объект исследования – диалог в учебно-воспитательном процессе в школе.

Предмет исследования – педагогические возможности диалога в процессе обучения и воспитания.

Гипотеза исследования:

  • педагогические возможности диалога могут характеризоваться единством условий, способов и функций;
  • вопросно-ответное взаимодействие выступает одним из способов диалога в учебно-воспитательном процессе;
  • применение выбранного способа организации диалога содействует положительным изменениям в интеллектуальной, эмоциональной и социальной сферах личности.

Задачи исследования:

  • Дать анализ философской и психолого-педагогической литературы для  выявления условий, способов и функций диалога в учебно-воспитательном процессе.
  • Определить понятийно-категориальный аппарат исследования.
  • Разработать способ организации диалогического взаимодействия учителя и учащихся подросткового возраста в 7 классе.
  • Рассмотреть диагностические методики, характеризующие условия и описывающие  динамику возможных изменений  в результате проведения преобразующего эксперимента.
  • Диагностировать и описать условия и функции диалога в рамках разработанного способа организации диалога.

Научные результаты:

  • выделены противоречия между потребностями социума в установлении жизненного пространства как диалогического и неготовностью его членов к диалогу; между желанием субъектов образовательного процесса к установлению продуктивных взаимоотношений и не использованием диалога; между теоретически представленными возможностями диалога и недостаточностью эмпирических данных, раскрывающих его влияние на различные сферы личности;
  • уточнена сущность феномена «диалог», раскрыто понятие «педагогические возможности диалога»;
  • раскрыт способ субъект–субъектного взаимодействия подростков в учебно-воспитательном процессе;
  • теоретически и эмпирически доказана позитивность обучения учащихся умению задавать вопросы и конструировать из них систему при доказательстве утверждений;
  • выделены параметры, позволяющие предсказать активность учащихся в постановке вопросов и формулировании ответов, «качество» вопросов;
  • на основании полученных эмпирических данных описаны произошедшие изменения в интеллектуальной, эмоциональной и социальной сферах личности.

Практическая значимость заключается в том, что определены условия включения учащихся в диалог в учебно-воспитательном процессе; представлен практический опыт работы в диалоге с подростками на уроках геометрии, содержащий: отбор материала и обеспечение диалогического подхода в учебно-воспитательном процессе, программу и технологию работы. Разработаны и апробированы  четыре диагностические методики. Результаты исследования могут использоваться в практике работы гимназии, общеобразовательной школы.

 
Яндекс цитирования Система Orphus