УченикамРодителямУчителямКонтактыСсылки
 
 
Несколько советов родителям первоклассника
  • Поддерживайте в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребёнок придет в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.
  • Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы или на первом году обучения. 
  • Поддержите будущего первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Если вас что-то будет беспокоить в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.
  • Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Первокласснику необходимо иметь:

  1. Пенал, подставку для книг, ластик.
  2. Шариковые ручки с зеленой, синей, черной и красной пастой.
  3. Простые и цветные карандаши.
  4. Тетради для 1 класса в линейку, клетку.
  5. Обложки для книг и тетрадей.
  6. Папку для  тетрадей,  линейку.
  7. Краски – акварель и гуашь (12-18 цветов).
  8. Кисти – №6, №4. Альбом для  рисования.
  9. Набор цветного картона и цв. бумаги.
  10. Ножницы, клеящий  карандаш, пластилин.
  11. Папку для труда, восковые мелки.
  12. Счетные  палочки.
  13. Длинную спортивную форму (тренировочный костюм), футболку, носки, спортивные тапки.
  14. Школьную форму установленного образца.
  15. Сменную обувь.
  16. Ранец, мешок для сменной обуви.

Не хочу учиться! Как родители мешают первоклассникам привыкнуть к школе
Для многих детей поход в первый класс — это большая радость и большой стресс одновременно. Но мамы и папы часто не только не знают, как помочь ребенку с ним справиться, но еще и усугубляют ситуацию «гениальными» советами, которые переняли от своих родителей или же прочитали где-то в интернете. Что не следует делать, когда ребенок начинает ходить в школу.

Ошибка № 1. Оставлять ребёнка в продленке на целый день

В первый год обучения у ребенка идет адаптация к школе, коллективу, новым условиям. Его психика еще недостаточно готова к тому, чтобы проводить в стенах учебного заведения более 3-4 часов, в противном случае у него наступает сильное утомление. Продленка может использоваться лишь как вынужденная мера: например, у вас нет возможности забрать ребенка сразу после уроков из-за работы. И все-таки в идеале в первый год обучения лучше ее избегать.

Ошибка № 2. Делать уроки за первоклассника

Безусловно, если вашему ребенку задали что-то сложное, допустим, какой-то проект на компьютере, вы можете помочь, но по минимуму. Делать все от начала до конца за своего ребенка не надо, даже, если вы видите, что у него не очень хорошо получается выполнить задание.
Сидеть рядом, когда школьник делает уроки, тоже не рекомендуется, иначе в будущем у него может возникнуть страх перед написанием самостоятельных работ, ведь мамы или папы не будет поблизости.
Чтобы процесс обучения не затягивался на весь день, купите песочные часы или ставьте таймер. Например, у ребенка есть 30 минут для выполнения задания по математике, через полчаса можно заглянуть к нему и спросить: «Все ли у тебя в порядке? Хочешь, чтобы я проверила?» Именно «Хочешь, чтобы я проверила?», а не «Давай я проверю». Не берите на себя функции педагога, ведь именно он должен задавать домашнее задание, а потом проверять его, но не вы.

Ошибка № 3. Критиковать ребёнка

Даже если ваш ребенок сделал что-то неправильно, не спешите его отчитывать. Критика хорошо действует только начиная с подросткового возраста, до этого момента она малоэффективна.
Лучше спокойно уточните: «Ты уверен, что сделал все правильно?» Тем более не надо биться в истерике, вырывать листы и заставлять ребенка все переписывать по сто раз, пока вы не увидите идеальный вариант. Опять же следить за качеством исполнения задания — это зона ответственности педагога, а не ваша!
Кстати, в первом классе желательно не использовать черновики,  пусть ребенок все пишет сразу в чистовик, а ошибку всегда можно аккуратно исправить.
Если же он начнет переписывать одно и то же из черновика в чистовик, утомление и раздражение не заставят себя долго ждать. Мотивация учиться может пропасть.
Не забывайте хвалить первоклассника: «Ты молодец, постарался». Если ребенок не старается, можно сказать: «Как ты думаешь, учителю завтра понравится твоя работа?» Если вы слышите в ответ «Да, конечно», не надо переубеждать ребенка в обратном, о своих недочетах он должен узнать от учителя.

Ошибка № 4. Проверять электронный дневник и смотреть, что было задано

Дорогие родители, когда вы проверяете электронный дневник своего ребенка и постоянно напоминаете о том, что ему было задано, вы мешаете формированию у него ответственности. Поверьте, с домашним заданием он может разобраться и без вашей помощи.
Что касается оценок.
Спрашивать «Что тебе поставили сегодня?», едва ребенок переступил порог, неправильно. Это далеко не самый важный вопрос.
В электронный дневник стоит заглядывать, только если у вас появились какие-то сомнения в том, что ребенок говорит правду. Подобные вещи случаются, если в семье нарушено общение.

Ошибка № 5. Больше ребёнка радоваться или расстраиваться из-за оценок

Когда ко мне на консультацию приходит семья, я часто задаю ребенку вопрос: «Если ты получишь пятерку, кто больше всего обрадуется?» По его ответу можно легко понять, сформирована ли у школьника ответственность за учебную деятельность. Если он говорит, что мама, папа, бабушка и т. д., значит, не сформирована. Добавим сюда проверку электронного дневника, критику за плохие оценки, какие-то штрафные санкции, которые накладывают на школьника из-за очередной тройки, в результате ребенок легко может потерять интерес к учебе.
В идеале, когда ваш ребенок приносит плохую оценку, вы не должны критиковать.
Лучше посочувствовать, вы же родитель, а не учитель: «Как я расстраиваюсь сейчас вместе с тобой. Мне очень жаль, что у тебя так получилось. Как я могу тебе помочь?» Как вариант: «Что ты планируешь делать, чтобы исправить эту оценку? Нужна ли тебе моя помощь?» Ваша задача — дать своему ребенку эмоциональную поддержку, а не быть строгим судьей.
Если вы понимаете, что для вас очень важно, какую оценку получил ребенок, подумайте, почему так. Обычно это может происходит из-за собственной нереализованности, т. е. вы делаете ставку на ребенка, желая, чтобы он добился в жизни гораздо большего, чем вы сами.

Ошибка № 6. Самому будить ребёнка в школу

Став школьником, ребенок должен сам себя будить. Вы только можете напомнить ему вечером, чтобы он завел будильник, и, соответственно, купить часы. Именно так и формируется самостоятельность.
Если время вставать, а ребенок спит, можно заглянуть в комнату с вопросом: «Ты собираешься вставать?»
Но не более того. Серьезно подойдите к выбору будильника, есть дети, которым нужно, чтобы был очень громкий звонок, а есть те, кому идеально подойдут часы с имитацией рассвета или аромамаслами.
И, конечно, не забывайте про «тяжелую артиллерию». Бывают ситуации, в которых лучше всего разрешить ребенку проспать и ничего не делать. Так у первоклассника появится опыт решения сложных задач, ведь ему нужно будет все-таки прийти в школу, зайти в класс, когда там уже сидят его одноклассники, объяснится с учителем, может быть, услышать критику  от педагога в свой адрес и т. д.

Ошибка № 7. Загружать все дни ребёнка дополнительными занятиями

В первом классе не рекомендуется нагружать ребенка какими-то дополнительными занятиями, помимо школы. Спорт, танцы или творческие кружки — рисование, лепка и т. д., — безусловно, могут быть. Главное, исключите умственную нагрузку. Даже с курсами скорочтения, развития памяти и языками лучше повременить.

Ошибка № 8. Критиковать учителя при ребёнке

В первом классе для ребенка главным взрослым, когда мы говорим про учебную деятельность, становится именно учитель! Если вы критикуете педагога, то подвергаете сомнению его авторитет перед школьником. В ситуации, когда вы считаете, что педагог не обладает достаточной компетенцией, необходимо решать этот вопрос напрямую с ним как родитель и учитель, не привлекая сюда ребенка.

Ошибка № 9. Разрешать отдыхать ребёнку после школы с гаджетом

Гаджет и отдых — слова несовместимые. Сидя в планшете за какой-то игрой или в соцсетях, ребенок не отдыхает! Кстати, просмотр телевизора также не способствует расслаблению. При этом после учебы желательно дать школьнику час, чтобы восстановить силы.
В эти 60 минут он может лежать, играть, гулять, рисовать, лепить и т.д., но позаботьтесь, чтобы рядом не было гаджетов. Когда домашнее задание будет сделано — пожалуйста. Но желательно не больше 40-45 минут за раз и не чаще 2 раз в день.
Во-первых, это профилактика зависимости. Во-вторых, неплохая мотивация, ведь чем быстрее ребенок сделает уроки, тем быстрее сможет поиграть в любимую игру.
Еще один важный момент: некоторые родители считают, что, если дорога до школы занимает у них, например, 20 минут пешком, этого вполне достаточно, на свежий воздух можно больше не выходить. Нет, у вашего ребенка должен быть минимум час в день на полноценную прогулку.

Ошибка № 10. Сравнивать школьника с более успешными одноклассниками

Сравнивайте ребенка только с ним самим в разные временные отрезки, а не с Петей или Машей. Тем более не сравнивайте его с собой. Фраза «Я в твои годы был намного смышленнее» не станет для него стимулом, зато запросто может привести к неврозу во взрослом возрасте. Все потому, что с детства некоторые родители стараются подогнать ребенка под удобные им рамки, а он из-за тревоги и страха не соответствовать не может в итоге раскрыть свой потенциал. Задача мам и пап — любить ребенка вне зависимости от оценок в школе или его социальных успехов.

Ошибка № 11. Считать, что оценки – это критерий успеха

Когда я спрашиваю детей на приеме, за что их хвалят, в 90% случаев слышу: «За оценки».  В такие моменты я всегда задаюсь вопросом: неужели больше не за что похвалить? Перекос в сторону оценок неправильный. Это не значит, что очередная пятерка должна остаться незамеченной, вы, безусловно, можете сказать: «Я горжусь тобой»/«Я так рада за тебя». Но попробуйте найти другие вещи, за которые вы искренне можете похвалить своего первоклассника.

Ошибка № 12. Слишком строго соблюдать школьный режим

Некоторые родители очень боятся, что их ребенок опоздает в школу, или они категорически не разрешают ему не ходить на учебу, даже если он плохо себя чувствует. Поверьте, ничего страшного не произойдет, если вы немного нарушите привычный режим.
Более того, в первом классе рекомендуется иногда, например раз в 2 недели, оставлять ребенка дома. По крайней мере первую и вторую четверть, чтобы он быстрее адаптировался, особенно если школьник чувствительный или у вас был другой график и вы не вставали так рано.
Видите, что ребенок устал или заболел, — дайте ему отдохнуть, просто заранее проговорите этот момент: «Если ты остаешься дома, то никаких гаджетов и ты сам узнаешь о домашнем задании и сделаешь его». Так вы не выработаете у него привычку отлынивать от учебы на постоянной основе и при этом дадите сделать такую нужную для первоклассника паузу.

 

 
Яндекс цитирования Система Orphus