
Функциональная грамотность – это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Её можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
В отличие от элементарной грамотности, как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодёжи в их «взрослой» жизни».
Основные направления формирования функциональной грамотности:
- математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане;
- читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.;
- финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни;
- глобальные компетенции – это способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
- креативное мышление – это способность к продуктивному творческому подходу.
Всю официальную информацию по вопросу функционал ьной грамотности можно получить на следующих сайтах:
Нормативные документы:
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 "Об утверждении государственной
программы Российской Федерации "Развитие образования" (.pdf);
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" (.pdf);
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 №ТС-2176/-4 "О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся" (.pdf);
- Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 №03-1510 "Об организации работы по повышению
функциональной грамотности" (.pdf);
- Распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 №2598-р "Об утверждении Плана мероприятий,
направленных на формирование и оценку
функциональной грамотности обучающихся
государственных образовательных организаций
Санкт-Петербурга, реализующих основные
общеобразовательные программы,
на 2021/2022 учебный год" (.pdf);
- Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 №3197-р "О внесении изменений в распоряжение омитета по образованию от 15.09.2021 №2598-р" (.pdf);
- Письмо Комитета по образованию от 25.11.2021 №03-28-9830/20-0-0 "Об электронном бланке тренировочных заданий по оценке фунекциональной грамотности" (.pdf);
- План мероприятий (дорожная карта), направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы во Фрунзенском районе (.pdf);
- Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге (.pdf);
- План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ГБОУ Гимназии №227 Санкт-Петербурга (.pdf).
Дополнительная информация:
- банк электронных заданий по оценке функциональной грамотности на портале «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru) для учителей и обучающихся;
- ресурс ФГБУ "Федеральный институт педагогических измерений", открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся (7-9 классы), сформированный в рамках Федерального проекта "Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности" (http://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti);
- банк заданий сетевого комплекса информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте "Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся" (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/), разработанный Институтом стратегии развития образования РАО:
- открытые задания PISA на сайте ФИОКО (https://fioco.ru/примеры-задач-pisa).
|