Тема: развитие образовательной мотивации учащихся юношеского возраста.
Научный руководитель – Н.В.Седова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.
Исследователь – Н.В.Примчук, аспирант кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена
Проблема, на решение которой направлено данное исследование, определяется необходимостью развития образовательной мотивации учащихся для более успешного личностно-профессионального становления.
Цель исследования заключается в выявлении и создании условий развития образовательной мотивации учащихся.
Объектом исследования является образовательная мотивация учащихся.
Предмет исследования - условия развития образовательной мотивации учащихся юношеского возраста.
Гипотеза исследования: образовательная деятельность учебного заведения содействует развитию образовательной мотивации учащихся, если:
- осуществляется развитие коммуникативной компетентности педагогов;
- проводится мониторинг образовательной мотивации учащихся, результаты которого учитываются при организации образовательного процесса;
- реализуется психолого-педагогическое и методическое сопровождение педагогической деятельности внутри образовательного учреждения;
- обновляется материальная база учреждения в соответствии со спецификой его деятельности и развитием современных образовательных технологий.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность понятий образовательная деятельность, образовательная мотивация учащихся в ходе анализа психолого-педагогической литературы и на этом основании выявить уровни образовательной мотивации.
- Разработать и апробировать диагностику определения уровня образовательной мотивации учащихся для выявления представлений субъектов образовательного процесса о ее (мотивации) развитии.
- Провести сопоставительный анализ образовательной мотивации учащихся, осваивающих разные образовательные программы (начального профессионального образования и гимназии).
- Разработать условия, способствующие развитию образовательной мотивации учащихся.
- Предложить вариант организации образовательной деятельности, направленной на развитие образовательной мотивации учащихся.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- выделены уровни образовательной мотивации учащихся и определены критерии их оценки;
- раскрыты характерные особенности образовательной деятельности и образовательной мотивации учащихся юношеского возраста;
- разработаны условия, способствующие развитию образовательной мотивации учащихся;
- представлен вариант организации деятельности учебного заведения, направленной на развитие образовательной мотивации учащихся посредством менеджмента качества.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования:
- разработанной диагностики определения уровня образовательной мотивации учащихся и условий его повышения в любых типах учебных заведений;
- разработанных отдельных форм педагогической поддержки учащихся в образовательной деятельности, обеспечивающей развитие их образовательной мотивации.
Тема: развитие идей экспериментальной педагогики в России (конец XIX – 70-е годы ХХ века).
Научный руководитель – Н.В.Седова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.
Исследователь – Т.С.Козлова, аспирант кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, учитель математики и информатики.
На современном этапе развитие личности невозможно без ее собственной активности, без повышения личной ответственности молодых людей за свою судьбу, за сделанный выбор; без создания условий, обеспечивающих удовлетворение интересов, развитие потенциальных возможностей человека.
Цель исследования: изучить развитие идей ”экспериментальной педагогики” в исследованиях зарубежных и отечественных авторов и их реализацию в науке и практике образования в России конца XIX – 70–е годы ХХ века.
Объект исследования: направление ”экспериментальная педагогика” в науке и практике конца XIX – 70–е годы XX века.
Предмет исследования: развитие идей ”экспериментальной педагогики” в российской школе конца XIX – первой трети XX века и в советской школе 30 – 70-х годов ХХ века.
Задачи:
- Охарактеризовать новаторские идеи, послужившие основой для формирования нового педагогического знания и педагогической практики в разные исторические периоды.
- Выделить философские и педагогические основания и условия реализации идей ”новой школы” в Европе, США и России.
- Раскрыть идеи ”экспериментальной педагогики” в теории и практике образования в российской школе конца XIX – первой трети XX века и в советской школе 30 – 70 -х годов ХХ века.
- Представить теоретические положения, определяемые идеями «экспериментальной педагогики», для разработки форм и способов организации учебной деятельности, отвечающей требованиям современной ситуации общественного развития.
- Реализовать идеи «экспериментальной педагогики» в конкретной форме организации учебной деятельности – «мастерской» и сделать на основе теории и практики выводы о возможности использования идей «экспериментальной педагогики» в современных условиях.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- определены предпосылки к появлению и развитию «экспериментальной педагогики» - педагогические идеи философов Греции, Эпохи Возрождения и Эпохи Просвещения - идеи самопознания и самоуглубления; поиск личностно – значимого знания, которое исходит из души человека; труда как реального знания, необходимого для практической деятельности; ориентации на возрастные психологические особенности детей, на их интересы;
- на основании философских, педагогических теоретических положений о «новой школе» в Европе, США и России, выявлены необходимые условия для реализации идей «экспериментальной педагогики» - цель образования не может быть чем-то внешним, авторитарно заданной, она должна вытекать из природы ребенка; образование – развитие естественных потенций растущего организма; основу в ”новой школе” составляет деятельность самого ребенка, постепенное саморазвитие которого происходит при помощи учителя, дающего материал для этого саморазвития; школа призвана способствовать созданию условий, в которых достигается реализация ребенком своих потребностей и интересов;
- выделены идеи (в исследуемый период 1960-1970 годов) по совершенствованию системы образования (сотворчество, сотрудничество, установление связей обучения с жизнью, теории с практикой, опытом и др.), связанные с идеями ”экспериментальной педагогики” (изучение личности ребенка как сложной развивающейся системы, учет природных возможностей, дарований и склонностей самого ребенка; уважительное отношение к его личности, интересам и потребностям, стремление постигнуть внутренний мир человека); установлено, что в этот период реализуются только отдельные идеи «экспериментальной педагогики» и показано, как они используются при организации «мастерской» (форма учебной деятельности), как они вписываются в реальные условия образовательного процесса, обогащают его за счет изменения характера отношений между учителем и учащимися и отношений участников к деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что показано развитие теории «экспериментальной педагогики» в исследованиях зарубежных и отечественных авторов конца XIX – начала XX века; раскрыты идеи «экспериментальной педагогики», используемые в различных типах учебно-воспитательных заведений США, Европы и России в изучаемый исторический период, – активизации мышления ученика, при которой усваиваются закономерности, причинно-следственные связи изучаемых явлений, самостоятельно делаются необходимые выводы; установления связи учебного материала с жизнью, что делает учебу более увлекательной и полезной; индивидуализации обучения – учет возможностей и способностей каждого ребенка, опора на его опыт.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выделенные в нем идеи «экспериментальной педагогики», созвучные с идеями современной школы, могут быть использованы: при создании условий для развития способностей, самостоятельности и активности личности каждого ребенка при уважительном отношении к нему учителя; при организации проектов и мастерских в практической педагогической деятельности. |