УченикамРодителямУчителямКонтактыСсылки
 
 
Опытно-экспериментальная работа. 2005—2007 годы.

Тема: развитие образовательной мотивации учащихся юношеского возраста.

Научный руководитель – Н.В.Седова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.

ИсследовательН.В.Примчук, аспирант кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена

Проблема, на решение которой направлено данное исследование, определяется необходимостью развития образовательной мотивации учащихся для более успешного личностно-профессионального становления.

Цель исследования заключается в  выявлении и создании условий развития образовательной мотивации учащихся.

Объектом исследования является образовательная мотивация учащихся.

Предмет исследования - условия развития образовательной мотивации учащихся юношеского возраста.

Гипотеза исследования: образовательная деятельность учебного заведения содействует  развитию образовательной мотивации учащихся, если:

  1. осуществляется развитие коммуникативной компетентности педагогов;
  2. проводится мониторинг образовательной мотивации учащихся, результаты которого учитываются при организации образовательного процесса;
  3. реализуется психолого-педагогическое и методическое сопровождение педагогической деятельности внутри образовательного учреждения;
  4. обновляется материальная база учреждения в соответствии со спецификой его деятельности и развитием современных образовательных технологий.

Задачи исследования:

  • Раскрыть сущность понятий образовательная деятельность, образовательная мотивация учащихся в ходе анализа психолого-педагогической литературы и на этом основании выявить уровни образовательной мотивации.
  • Разработать и апробировать диагностику определения уровня образовательной мотивации учащихся для выявления представлений субъектов образовательного процесса о ее (мотивации) развитии.
  • Провести сопоставительный анализ образовательной мотивации учащихся, осваивающих разные образовательные программы (начального профессионального образования и гимназии).
  • Разработать условия, способствующие развитию образовательной мотивации учащихся.
  • Предложить вариант организации образовательной деятельности, направленной на развитие образовательной мотивации учащихся.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

  • выделены уровни образовательной мотивации учащихся и определены критерии их оценки;
  • раскрыты характерные особенности образовательной деятельности и образовательной мотивации учащихся юношеского возраста;
  • разработаны условия, способствующие развитию образовательной мотивации учащихся;
  • представлен вариант организации деятельности учебного заведения, направленной на развитие образовательной мотивации учащихся посредством менеджмента качества.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования:

  • разработанной диагностики определения уровня образовательной мотивации учащихся и условий его повышения в любых типах учебных заведений;
  • разработанных отдельных форм педагогической поддержки учащихся в образовательной деятельности, обеспечивающей развитие их образовательной мотивации.

 

Тема: развитие идей экспериментальной  педагогики в России (конец  XIX – 70-е годы ХХ века).

Научный руководитель – Н.В.Седова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.

ИсследовательТ.С.Козлова, аспирант кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, учитель математики и информатики.

На современном этапе развитие личности невозможно без ее собственной активности, без повышения личной ответственности молодых людей за свою судьбу, за сделанный выбор; без создания условий, обеспечивающих удовлетворение интересов, развитие потенциальных возможностей человека.

Цель исследования: изучить развитие идей ”экспериментальной педагогики” в исследованиях зарубежных и отечественных авторов и их реализацию в науке и практике образования в России конца XIX – 70–е годы ХХ века.

Объект исследования: направление ”экспериментальная педагогика” в науке и практике конца XIX – 70–е годы XX века.

Предмет исследования: развитие идей ”экспериментальной педагогики” в российской школе конца XIX – первой трети XX века и в советской школе 30 – 70-х годов ХХ века.

Задачи:

  • Охарактеризовать новаторские идеи, послужившие основой для формирования нового педагогического знания и педагогической практики в разные исторические периоды.
  • Выделить философские и педагогические основания и условия реализации идей ”новой школы” в Европе, США и России.
  • Раскрыть идеи ”экспериментальной педагогики” в теории и практике образования в российской школе конца XIX – первой трети XX века и в советской школе 30 – 70 -х годов ХХ века.
  • Представить теоретические положения, определяемые идеями «экспериментальной педагогики», для разработки форм и способов организации учебной деятельности, отвечающей требованиям современной ситуации общественного развития.
  • Реализовать идеи «экспериментальной педагогики» в конкретной форме организации учебной деятельности – «мастерской» и сделать на основе теории и практики выводы о возможности использования идей «экспериментальной педагогики» в современных условиях.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

  • определены предпосылки к появлению и развитию «экспериментальной педагогики» - педагогические идеи философов Греции, Эпохи Возрождения и Эпохи Просвещения - идеи самопознания и самоуглубления; поиск личностно – значимого знания, которое исходит из души человека; труда как реального знания, необходимого для практической деятельности; ориентации на возрастные психологические особенности детей, на их интересы;
  • на основании философских, педагогических теоретических положений о «новой школе» в Европе, США и России, выявлены необходимые условия для реализации идей «экспериментальной педагогики» - цель образования не может быть чем-то внешним, авторитарно заданной, она должна вытекать из природы ребенка; образование – развитие естественных потенций растущего организма; основу в ”новой школе” составляет деятельность самого ребенка, постепенное саморазвитие которого происходит при помощи учителя, дающего материал для этого саморазвития; школа призвана способствовать созданию условий, в которых достигается реализация ребенком своих потребностей и интересов;
  • выделены идеи (в исследуемый период 1960-1970 годов) по совершенствованию системы образования (сотворчество, сотрудничество,  установление связей обучения с жизнью, теории с практикой, опытом и др.), связанные с идеями ”экспериментальной педагогики” (изучение личности ребенка как сложной развивающейся системы, учет природных возможностей, дарований и склонностей самого ребенка; уважительное отношение к его личности, интересам и потребностям, стремление постигнуть внутренний мир человека); установлено, что в этот период реализуются только отдельные идеи «экспериментальной педагогики» и показано, как они используются при организации «мастерской» (форма учебной деятельности), как они вписываются в реальные условия образовательного процесса, обогащают его за счет изменения характера отношений между учителем и учащимися и отношений участников к деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что показано развитие теории «экспериментальной педагогики» в исследованиях зарубежных и отечественных авторов конца XIX – начала XX века; раскрыты идеи «экспериментальной педагогики», используемые в различных типах учебно-воспитательных заведений США, Европы и России в изучаемый исторический период, – активизации мышления ученика, при которой  усваиваются закономерности, причинно-следственные связи изучаемых явлений, самостоятельно делаются необходимые выводы; установления связи учебного материала с жизнью, что делает учебу более увлекательной и полезной; индивидуализации обучения – учет возможностей и способностей каждого ребенка, опора на его опыт.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выделенные в нем идеи «экспериментальной педагогики», созвучные с идеями современной школы, могут быть использованы: при создании условий для развития способностей, самостоятельности и активности личности каждого ребенка при уважительном отношении к нему учителя; при организации проектов и мастерских в практической педагогической деятельности.

 
Яндекс цитирования Система Orphus