Тема: ориентация старшеклассников на творческую деятельность (на материале педагогической лаборатории)
Научный руководитель: З.И.Васильева, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.
Исследователь: Л.В. Даниленко, учитель педагогики, аспирант кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.
Участники эксперимента: Н.В. Седова, учитель педагогики, к.п.н., преподаватель кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена; М.П.Фельдман, учитель физики.
Объект исследования – творческая деятельность старшеклассников в педагогической лаборатории.
Предмет исследования – ориентация старшеклассников на творческую деятельность.
Цель исследования – выявление условий и конструирование процесса ориентации старшеклассников на творческую деятельность при изучении курса "Введение в педагогическое творчество".
Задачи исследования:
- Путем анализа философской и психолого-педагогической литературы определить основные подходы к исследованию проблем творческой деятельности.
- Раскрыть сущность ориентации старшеклассников на творческую деятельность.
- Определить критерии и показатели ориентации на творческую деятельность и обозначить комплекс методик по ее изучению.
- Изучить особенности ориентации старшеклассников на творческую деятельность.
- Сконструировать процесс ориентации старшеклассников на творческую деятельность при изучении курса «Введение в педагогическое творчество» и выявить оптимальные условия ее эффективности при организации работы педагогической лаборатории.
Гипотеза исследования. Мы полагаем, что ориентация старшеклассников на творческую деятельность, с целью наиболее полной реализации творческих способностей личности, будет эффективна при условии включения каждого учащегося и специально организованную творческую деятельность, которая предполагает:
- гуманистическую направленность;
- обеспечение старшеклассников знаниями о сущности основных категорий творческой деятельности, составляющих предмет исследования проблем творчества;
- свободный выбор старшеклассниками собственной творческой деятельности при проектировании и конструировании творческого процесса;
- удовлетворение потребностей старшеклассников в самореализации творческих способностей;
- обеспечение индивидуального пути ориентации старшеклассников на творческую деятельность.
В процессуальном плане исследование включает несколько этапов:
- I этап. Изучение творческих способностей учащихся.
- II этап. Введение в теорию творчества.
- III этап. Реальная творческая деятельность.
- IV этап. Прогнозирование творческих аспектов будущей деятельности.
Научные результаты исследования:
- обоснован собственный подход к исследованию проблем творческой деятельности;
- определена сущность ориентации на творческую деятельность;
- разработана структура ориентации на творческую деятельность как интегративного личностного образования;
- доказана возможность комплексного подхода к развитию творческой личности;
- выделены основные критерии и показатели ориентации на творческую деятельность;
- изучены особенности ориентации на творческую деятельность старшеклассников педагогической гимназии;
- выявлены оптимальные условия эффективности процесса ориентации старшеклассников на творческую деятельность в рамках педагогической лаборатории;
- сконструирован процесс ориентации старшеклассников на творческую деятельность при изучении курса «Введение в педагогическое творчество»;
- углублены знания о возможных путях индивидуализации ориентации на творческую деятельность, разработана технология применения ситуаций выбора и обоснована целесообразность творческого проекта как формы индивидуализации;
- результатами эксперимента доказана возможность формирования ориентации на творческую деятельность у старшеклассников в процессе учебно-творческой деятельности.
Практическая значимость:
- выработана стратегия диагностики ориентации на творческую деятельность, предполагающая определенную логику изучения данного качества, разработку и целевой отбор методик для изучения ориентации и соответствующее представление результатов диагностики;
- разработаны типы и отдельные виды творческих задач различного целевого и ситуативного назначения;
- определены содержание и методика организации процесса познания старшеклассниками феномена творчества при изучении курса «Введение в педагогическое творчество».
|