УченикамРодителямУчителямКонтактыСсылки
 
 
Опытно-экспериментальная работа. 1994—1997 годы.

Тема: ориентация старшеклассников на творческую деятельность (на материале педагогической лаборатории)

Научный руководитель: З.И.Васильева, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.

Исследователь: Л.В. Даниленко, учитель педагогики, аспирант кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.

Участники эксперимента: Н.В. Седова, учитель педагогики, к.п.н., преподаватель кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена; М.П.Фельдман, учитель физики.

Объект исследования – творческая деятельность старшекласс­ников в педагогической лаборатории.

Предмет исследования – ориентация старшеклассников на творческую деятельность.

Цель исследованиявыявление условий и конструирование процесса ориентации старшеклассников на творческую деятельность при изучении курса "Введение в педагогическое творчество".

Задачи исследования:

  • Путем анализа философской и психолого-педагогической литературы определить основные подходы к исследованию проблем творческой деятельности.
  • Раскрыть сущность ориентации старшеклассников на творческую деятельность.
  • Определить критерии и показатели ориентации на творческую деятельность и обозначить комплекс методик по ее изучению.
  • Изучить особенности ориентации старшеклассников на творческую деятельность.
  • Сконструировать процесс ориентации старшеклассников на творческую деятельность при изучении курса «Введение в педагогическое творчество» и выявить оптимальные условия ее эффективности при организации работы педагогической лаборатории.

Гипотеза исследования. Мы полагаем, что ориентация старшеклассников на творческую деятельность, с целью наиболее полной реализации творческих способностей личности, будет эффективна при условии включения каждого учащегося и специально организованную творческую деятельность, которая предполагает:

  • гуманистическую направленность;
  • обеспечение старшеклассников знаниями о сущности основных категорий творческой деятельности, составляющих предмет исследования проблем творчества;
  • свободный выбор старшеклассниками собственной творческой деятельности при проектировании и конструировании творческого процесса;
  • удовлетворение потребностей старшеклассников в самореализации творческих способностей;
  • обеспечение индивидуального пути ориентации старшеклассников на творческую деятельность.

В процессуальном плане исследование включает несколько этапов:

  • I этап. Изучение творческих способностей учащихся.
  • II этап. Введение в теорию творчества.
  • III этап. Реальная творческая деятельность.
  • IV этап. Прогнозирование творческих аспектов будущей деятельности.

Научные результаты исследования:

  • обоснован собственный подход к исследованию проблем творческой деятельности;
  • определена сущность ориентации на творческую деятельность;
  • разработана структура ориентации на творческую деятельность как интегративного личностного образования;
  • доказана возможность комплексного подхода к развитию творческой личности;
  • выделены основные критерии и показатели ориентации на творческую деятельность;
  • изучены особенности ориентации на творческую деятельность старшеклассников педагогической гимназии;
  • выявлены оптимальные условия эффективности процесса ориентации старшеклассников на творческую деятельность в рамках педагогической лаборатории;
  • сконструирован процесс ориентации старшеклассников на творческую деятельность при изучении курса «Введение в педагогическое творчество»;
  • углублены знания о возможных путях индивидуализации ориентации на творческую деятельность, разработана технология применения ситуаций выбора и обоснована целесообразность творческого проекта как формы индивидуализации;
  • результатами эксперимента доказана возможность формирования ориентации на творческую деятельность у старшеклассников в процессе учебно-творческой деятельности.

Практическая значимость:

  • выработана стратегия диагностики ориентации на творческую деятельность, предполагающая определенную логику изучения данного качества, разработку и целевой отбор методик для изучения ориентации и соответствующее представление результатов диагностики;
  • разработаны типы и отдельные виды творческих задач различного целевого и ситуативного назначения;
  • определены содержание и методика организации процесса познания старшеклассниками феномена творчества при изучении курса «Введение в педагогическое творчество».
 
Яндекс цитирования Система Orphus