Тема: использование образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в гимназии.
Гимназия № 227 – опытно-экспериментальная площадка районного уровня
Аналитический отчет о результатах деятельности районной
опытно-экспериментальной площадки, приложение
Научный руководитель – Седова Нелли Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена
Педагоги – экспериментаторы
№ |
ФИО |
Предмет |
Стаж работы |
Образование |
Категория |
Награды |
1. |
Летучева Елена Анатольевна |
начальные классы |
21 |
высшее |
высшая |
|
2. |
Красулина Галина Львовна |
начальные классы |
22 |
среднее специальное |
высшая |
|
3. |
Бойцова Юлия Викторовна |
начальные классы |
11 |
высшее |
высшая |
|
4. |
Дикун Валентина Ивановна |
начальные классы |
40 |
среднее специальное |
высшая |
Почетная грамота Главного управления Народного образовния
Отличник народного просвещения |
5. |
Тимофеева Вера Алексеевна |
Изобразительное искусство |
34 |
высшее |
учитель высшей категории |
|
6. |
Гурвиц Людмила Витальевна |
- мировая художественная культура
-история и
культура Санкт-Петербурга |
9 |
высшее |
учитель высшей категории |
|
7. |
Галлямова Ирина Александровна |
английский язык |
14 |
высшее |
учитель I категории |
|
8. |
Седова Ирина Константиновна |
математика и информатика |
10 |
высшее |
учитель высшей категории |
Грамота Правительства СПб, КО |
9. |
Луконина Валентина Ивановна |
биология |
37 |
высшее |
учитель высшей категории |
Заслуженный учитель России |
10. |
Пярсон
Наталья Евгеньевна |
биология |
28 |
высшее |
учитель высшей категории |
|
11 |
Козлова Татьяна Сергеевна |
математика и информатика |
4 |
высшее |
учитель высшей категории |
|
12 |
Морозова Наталья Викторовна |
математика и информатика |
4 |
высшее |
учитель высшей категории |
|
Общее среднее образование должно стать практико-ориентированным и инструментально направленным. Нужно создавать условия для развития мышления учащихся, для выработки практических навыков, для изучения процедур, алгоритмов, технологий различных видов деятельности, для увеличения числа практикумов, интерактивных и коллективных форм работы, для формирования практических навыков анализа информации, представленной в разном виде, для развития потребности в самообразовании.
Результаты анкетирования учителей свидетельствуют, что возникают противоречия между:
- необходимостью расширять использование образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в гимназии и недостаточной осведомленностью учителей о существующих инновационных технологиях;
- понимаем учителем значимости образовательных технологий в обучении и недостаточной готовностью к их использованию;
- потребностью современной школы в использовании инновационных технологий обучения и оптимальностью их выбора при проектировании и реализации урока.
Цель исследования: выявить и обосновать особенности использования имеющихся и разрабатываемых образовательных технологий в развитии субъектов учебно-воспитательного процесса в гимназии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в гимназии.
Предмет исследования: особенности использования имеющихся и разрабатываемых образовательных технологий в духовно-нравственном, интеллектуальном и физическом развитии субъектов учебно-воспитательного процесса в гимназии.
Гипотеза исследования: успешность использования имеющихся и разрабатываемых образовательных технологий будет обеспечена, если:
- учителя проникнутся пониманием значимости образовательных технологий (традиционных в сочетании с инновационными) в духовно-нравственном, интеллектуальном и физическом развитии субъектов учебно-воспитательного процесса в гимназии;
- учителя будут изучать и активно использовать образовательные технологии в обучении и воспитании;
- учащиеся будут включены в процесс использования технологий обучения, осуществляемый на положительном эмоциональном фоне и максимальном для каждого обучающегося уровне поисковой активности;
- воспитанники будут иметь возможность при использовании различных воспитательных технологий реализовать свой внутренний потенциал.
Задачи исследования:
- Изучение психолого-педагогических возможностей различных образовательных технологий.
- Обеспечение психолого-педагогического и методического сопровождения освоения учителями образовательных технологий в гимназии.
- Использование и разработка образовательных технологий в различных областях знаний и на разных ступенях обучения.
- Использование и разработка образовательных технологий в процессе воспитания школьников разных возрастных групп.
- Обобщение результатов разработки и использования образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в гимназии.
Этапы исследования:
Первый этап (2006-2007 гг.) – подготовительный. Разработка концепции ОЭР; знакомство с образовательными технологиями, существующими в педагогической теории и практике; диагностика образовательных технологий, используемых в учебно-воспитательном процессе в гимназии.
Предполагаемый результат:
- научно-обоснованная концепция ОЭР;
- овладение информацией о существующих в педагогической теории и на практике образовательных технологиях
- выявление образовательных технологий, используемых в учебно-воспитательном процессе в гимназии.
Второй этап (2007-2008 гг.) – преобразующий. Поиск и разработка образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в гимназии; диагностика результатов использования образовательных технологий; разработка психолого-педагогического и методического сопровождения освоения образовательных технологий.
Предполагаемый результат:
- пакет материалов для самодиагностики по использованию образовательных технологий для духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития учащихся;
- овладение учителями гимназии различными образовательными технологиями (на уровне знаний и их применения) и разработка собственных образовательных технологий;
- методические рекомендации по использованию образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Третий этап (2008 г.) – обобщающий. Обобщение опыта разработки и использования образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в гимназии; диагностика личностных достижений учащихся, работающих в режиме использования различных образовательных технологий; составление психолого-педагогических и методических рекомендаций по разработке и использованию образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Предполагаемый результат:
- Обобщение и распространение педагогического опыта по разработке и использованию традиционных и современных технологий в образовательном процессе.
- Успешное овладение учащимися образовательными технологиями, обеспечивающими достижение необходимого уровня компетентности.
Планирование ОЭР
Наименование этапа |
Сроки |
Подготовительный этап:
- Сбор и анализ материалов педагогической теории и практики по истории развития образовательных технологий
- Разработка банка данных по существующим образовательным технологиям
- Знакомство учителей с полученной информацией на заседаниях педагогического коллектива
| 2006 – 2007
|
Преобразующий этап
- Проведение эксперимента по теме: «Использование образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в гимназии»
- Разработка и апробация материалов по теме эксперимента по предметам гуманитарного и естественно-математического циклов и по воспитательной работе с использованием различных образовательных технологий
- Внедрение в практику работы современных образовательных технологий
|
2007 – 2008
|
Заключительный этап
- Анализ использования образовательных технологий в инновационной деятельности педагогического коллектива
- Подведение итогов экспериментальной работы, распространение опыта
|
2008 |
Содержание проекта:
№
п/п |
Мероприятия |
Срок |
Ответственный |
1. |
Мероприятия преобразующего этапа:
- Разработка пакета материалов по самодиагностике
|
01.2008
|
- Седова Н.В.
- Гурвиц Л.В.,
- Седова И.К.
|
- Педсовет «Приоритетные направления развития современной системы гимназического образования»)
Вопрос: современные педагогические технологии (исследовательская, проектная, ИКТ, игровая) – теория вопроса и практика использования |
03.2008 |
- Седова Н.В.
- Мицкевич А.А.
- Летучева Е.А.
- Гурвиц Л.В.
|
Лаборатория «Поиск» (начальная школа)
- Об организации исследовательской деятельности младших школьников
- Итоги ОЭР учителей начальной школы
- Разработка и использование современных технологий в начальной школе
- Здоровьесберегающая среда в начальной школе
|
01.2008
04.2008
10.2008
11.2008 |
- Летучева Е.А.
- Cедова Н.В.
- Красулина Г.Л.
- Малеева Л.С.
|
Лаборатория «Поиск» (прогимназия и гимназия)
- Использование современных технологий в воспитательной деятельности
- Анализ результатов апробации использования образовательных технологий (промежуточный);
- Промежуточные результаты работы в режиме ОЭ площадки по теме «Использование образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в гимназии»
- Эксперименты в гимназии: разработка и использование современных технологий;
- О подготовке районного семинара для завучей по результатам ОЭ работы
|
В течение 2007-08
02.2008
06.2008
09.2008
10.2008
10.2008 |
Учителя, реализующие проект:
- Красулина Г.Л.
- Лебедева Е.Н.
Рук. проекта, зам. директора по УВР, учителя, реализующие проект
- Луконина В.И.
- Козлова Т.С.
- Седова И.К.
- Седова Н.В.
|
- проведение научно-практической конференции
|
04.2008 |
Руководители проекта |
- Внесение корректив в разработку и использование современных образовательных технологий
|
В течение 2008
|
Рук. проекта, зам. директора по УВР, учителя, реализующие проект. |
2. |
Апробация материалов эксперимента: проведение серии открытых уроков, творческих встреч, заседаний УНИО с
- использованием ИКТ;
- представлением хода выполнения и результатов исследовательских работ;
- игровых технологий;
- обсуждением и защитой проектов
|
В течение 2008 |
Рук. проекта, зам. директора по УВР, учителя, реализующие проект |
3. |
Мероприятия заключительного этапа:
- обобщение полученных результатов;
- распространение опыта через открытые занятия, публикации, семинары;
- участие в конференциях
|
09.2008—11.2008 |
Рук. проекта, зам. директора по УВР, учителя, реализующие проект |
- Промежуточные результаты хода эксперимента обсуждать на заседаниях МО, на заседаниях при директоре, на педсоветах, лабораториях
|
1 раз в полугодии |
Директор гимназии, научный руководитель |
4. |
- Семинар для директоров школ района «Разработка и использования современных образовательных технологий в образовательном пространстве гимназии»
|
11.2008 |
Директор гимназии, научный руководитель, зам. директора по УВР, учителя, реализующие проект |
|